Принудительное отчуждение имущества юридических лиц в условиях военного положения

12 Грудня 2018 54 Перегляди Автор: Фатєєва Яна Анатоліївна

Розміри тексту:

Аа Аа

12 декабря 2018 года

Принудительное отчуждение имущества в условиях военного положения осуществляется на основании Закона Украины  «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17 мая 2012 года №4765-VI и указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденного Верховной Радой Украины.

По общему правилу принудительное отчуждение имущества в условиях военного положения должно осуществляться с предварительным полным возмещением его стоимости.

В случае невозможности предварительного полного возмещения за отчужденное имущество осуществляется последующее возмещение. Необходимо обратить внимание на то, что последующее возмещение возможно только в случае невозможности предварительного полного возмещения. Таким образом, если в местности не ведутся боевые действия, то предварительное полное возмещение возможно, и следует его требовать.

Принудительное отчуждение осуществляется по решению военного командования, согласованному с областной государственной администрацией или исполкомом соответствующего местного совета.

В местностях, где ведутся боевые действия, принудительное отчуждение осуществляется по решению военного командования без согласования с областной государственной администрацией / исполкомом местного совета.

О принудительном отчуждении имущества составляется акт, бланк которого утвержден Кабинетом министров. Таким образом, принудительное отчуждение возможно только с составлением акта по установленному образцу.

В акте отражается наименование военного командования и органа, который согласовал решение о принудительном отчуждении, сведения о собственнике имущества. Для юридических лиц сведениями о собственнике имущества будут: полное наименование, место нахождения, идентификационный код. Также в акте отражаются сведения о документе на право собственности на имущество, описание имущества, достаточное для его идентификации. Для движимого имущества, в частности, автомобилей, это сведения о регистрационном номере, марке, модели, номере шасси, годе выпуска и другие регистрационные сведения. И последнее, что отражается в акте, это суммы выплаченных средств в случае предварительного полного возмещения стоимости имущества.

Акт подписывается собственником имущества или его уполномоченным представителем и уполномоченными лицами военного командования и областной государственной администрации /исполкома местного совета.

К акту прилагается документ, который определяет стоимость имущества на дату его оценки.

В случае отсутствие лица, у которого отчуждается имущество, акт составляется без его участия. В этом случае акт вручается собственнику имущества под расписку.

Оценка имущества проводится в порядке, установленном законодательством для обычной оценки имущества в профессиональной оценочной деятельности. Однако в случае невозможности привлечь к оценке имущества оценщика такая оценка проводится органами власти или местного самоуправления по согласованию с собственником имущества. В случае отказа собственника имущества или его отсутствия органы власти или местного самоуправления проводят оценку самостоятельно.

Для того, чтобы возмещение стоимости принудительной отчужденного имущества получить предварительно, должно быть сначала решение о его принудительном отчуждении, должен должно быть составлено заключение о стоимости имущества, тогда возможно предварительное полное возмещение.

Для получения последующей компенсации собственник после отмены правового режима военного положения обращается в военный комиссариат по месту отчуждения имущества с заявлением, к которому прилагаются акт и документ о стоимости. Если имущество сохранилось, собственник может требовать его возврата в судебном порядке, и имущество будет возвращено по решению суда.

Таким образом, надо рассматривать две возможные ситуации: когда в местности военные действия ведутся и когда военные действия непосредственно не ведутся. Если ведутся военные действия, то на предприятие приходят с решением военного командования,  не согласованным с органами власти / местного самоуправления, самостоятельно оценивают имущество (по согласованию с собственником имущества, если он присутствует), составляют акт установленной формы, к которому прилагается документ о стоимости.

По поводу оценки имущества в случае невозможности привлечения субъекта оценочной деятельности в законе написано следующее: оценка осуществляется субъектами оценочной деятельности - органами государственной власти или органами местного самоуправления по согласованию с собственником имущества. Очевидно, что если в местности ведутся военные действия, то получить оценку в органах власти будет затруднительно.

В случае если в местности не ведутся боевые действия, на что мы будем надеяться, порядок принудительного изъятия следующий: сначала военное командование по согласованию с областной государственной администрацией / исполкомом местного совета принимает решение о принудительном изъятии имущества. Это решение может быть обжаловано в суде как любое решение субъекта властных полномочий.

Далее осуществляется оценка имущества, подлежащего принудительному изъятию. Оценка осуществляется субъектами оценочной деятельности в обычном установленном законом порядке. Оценка также может быть обжалована в суд. Далее имущество изымается на основании акта установленной формы, который подписывается собственником и представителем военного командования и органа власти / местного самоуправления, который согласовал решение.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Украине не объявлялась полная или частичная мобилизация. В случае ее объявления предприятия должны будут выполнять военно-транспортную обязанность, порядок выполнения которой установлен соответствующим Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации». 

comments powered by HyperComments